Власти пошли на беспрецедентные уступки экологам и активистам из Химок, которые с 2005 года протестуют против трассы: компенсация за экологический ущерб составит 4 млрд руб. вместо запланированных 3 млрд руб., а вместо 100 га вырубленного леса будет посажено 500 га. Защитников леса это решение не просто не удовлетворило — они пообещали начать политическую борьбу против действующей власти. Правительственная комиссия во главе с вице-премьером Сергеем Ивановым вчера приняла окончательное решение по маршруту платной скоростной трассы Москва—Санкт-Петербург. Вопреки требованиям общественности она пройдет через Химкинский лес. Очевидно, что на самом деле решение, которое обнародовал господин Иванов, принял президент России Дмитрий Медведев, лично распорядившийся в августе остановить строительство трассы и провести общественные слушания. "Дмитрий Медведев считает, что проект строительства трассы Москва—Санкт-Петербург вышел на ту стадию, когда остановить его практически невозможно",— объяснила решение президента его пресс-секретарь Наталья Тимакова. Власти пошли на беспрецедентные уступки экологам и защитникам леса. Господин Иванов заявил, что правительственная комиссия единогласно приняла решение увеличить сумму компенсации за экологический ущерб с 3 млрд до 4 млрд руб. Вместо 100 га вырубленного леса заново будет посажено 500 га. По его словам, вопреки опасениям экологов вдоль восьмикилометрового участка трассы через лес не будет никаких объектов инфраструктуры, даже заправок, дорогу оградят шумозащитными экранами, а под трассой будут прорыты тоннели для миграции представителей животного мира. Кроме того, министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев вчера заявил, что статус Химкинского леса будет повышен с лесопарка до особо охраняемой зоны. Это значит, что любая вырубка в нем будет невозможна. По данным на сегодняшний день, в лесу вырублено до 40% площадей от запланированных под строительство трассы. Еще один реверанс в сторону защитников леса сделал сам президент Медведев. "Президент считает, что работа с общественными организациями, гражданским обществом, экологическими организациями была поставлена плохо,— заявила госпожа Тимакова.— Глава государства считает, что пример с Химкинским лесом должен быть уроком того, что такой диалог необходим. Я напомню другой пример, когда диалог с горожанами и организациями привел к отмене строительства "Охта-центра" в Санкт-Петербурге". Правительственная комиссия, созданная господином Медведевым после приостановки вырубки, должна была еще раз проверить законность и обоснованность строительства дороги через Химкинский лес. Главным минусом нынешнего варианта признан главным образом сильнейший протест общественности. Минусов в альтернативном варианте строительства трассы через Молжаниновский район (см. карту), по мнению правительственных экспертов, куда больше. Прежде всего разрыв концессионного соглашения с концессионерами, среди которых французская Vinci, повлечет необходимость выплаты неустойки около 5 млрд руб. Кроме этого необходимо будет проводить новый конкурс на строительство, проектные работы, заключать новое концессионное соглашение и т. д. По расчетам экспертов, это заняло бы от двух по четырех лет. И, наконец, альтернативный вариант трассы не сможет миновать деревню Вашутино, в которой придется сносить 30-50 домов с выплатой компенсации собственникам. При этом жители Вашутино, Молжаниново и Новоподрезково уже провели ряд акций протеста против того, что трасса может пройти в непосредственной близости от их домов. Масштаб их выступлений, впрочем, уступал акциям защитников Химкинского леса. "Изначально на выбор трассы через Химкинский лес повлияла неконструктивная позиция прежних московских властей, так как один из альтернативных проектов не был реализован из-за бизнес-проектов структур, близких к правительству Москвы",— напомнила госпожа Тимакова. Участок новой трассы мог пройти через Молжаниновский район. Но в ноябре 2004 года земли здесь под строительство жилья получило ЗАО "Интеко", принадлежащее жене экс-мэра Москвы Елене Батуриной. В октябре 2009 года господин Лужков отменил этот инвестиционный контракт "из-за невозможности его дальнейшей реализации". Безусловно, одной из главных причин строительства первого участка трассы Москва—Санкт-Петербург через Химкинский лес является то, что только бюджетные затраты на этот проект уже превысили 3 млрд руб. По словам первого зампреда правления госкорпорации "Автодор" (управляет проектом) Сергея Кельбаха, 1,6 млрд руб. пошли на компенсационные выплаты собственникам земель. Еще около 900 млн руб. были направлены на перекладку инженерных сетей, более 500 млн руб.— на подготовку проектной документации. В ФГУ "Дороги России", которое выступает заказчиком работ, добавили, что подготовкой обоснования проекта занималось ОАО "ГипродорНИИ", сумма контракта которого составила 260 млн руб. Еще 250 млн руб. пошли на инженерное проектирование, которым занималось ЗАО "Петербург-дорсервис". Наконец, 72,8 млн руб. потребовалось на проведение конкурса по выбору концессионера, которым стала Северо-Западная концессионная компания (СЗКК). Общий объем вложений в строительство первого участка должен составить 66,081 млрд руб., из которых федеральный бюджет через инвестиционный фонд РФ выделяет 29,487 млрд руб., остальное должна привлечь СЗКК. Компании уже удалось договориться о синдицированном кредите с ВЭБом и Сбербанком, пообещавшим выдать еще 29 млрд руб. Глава Сбербанка Герман Греф подсчитал, что трафик новой трассы может достигать 85 тыс. машин в день. При среднем тарифе 3,6 руб. за 1 км сборы будут составлять 13,158 млн руб. в сутки, тогда окупаемость участка трассы займет 20 лет. В документах Минрегиона, курирующего работу инвестфонда, говорится, что в 2008-2009 годы из фонда было выделено 8,6 млрд руб. Разницу между данными "Автодора" и Минрегиона один из чиновников ведомства объясняет тем, что примерно 5 млрд руб. из зарезервированных средств выделены, но еще не освоены. В этом году планировалось направить 4,7 млрд руб. из инвестфонда, а СЗКК должна была дать еще 7,2 млрд руб., но этого не произошло, так как проект был приостановлен. Как сообщал "Ъ" 16 сентября, совладелец СМП-банка, давний друг премьер-министра Владимира Путина Аркадий Ротенберг, может стать совладельцем СЗКК (по 50% акций в компании принадлежит группе "Н-Транс" и французской Vinci). Вчера представитель компании "Н-Транс" Анна Вострухова сообщила "Ъ", что переговоры с господином Ротенбергом находятся в финальной стадии. В СМП-банке отметили, что будут дожидаться официального одобрения проекта президентом Дмитрием Медведевым. В СЗКК заявили, что компания готова приступить к стройке сразу же после получения подготовленных под строительство участков. По словам источника "Ъ" в Минрегионе, это может произойти в первом квартале 2011 года. А губернатор Московской области Борис Громов уже объявил, что возобновление работ в Химкинском лесу начнется 15 января. Кремль, принимая решение вернуться к проекту через лес, очевидно, надеется, что сила протестных выступлений на сей раз будет меньше. Как рассказал "Ъ" источник в администрации президента, за это время чиновники провели ряд консультаций с лидерами экологических организаций. "Если раньше никто даже не слушал их мнение, то теперь их аргументы были внимательно выслушаны в ходе переговоров",— говорит он. По его словам, многие экологи в результате этих консультаций "изменили свою радикальную позицию". "Им были даны гарантии, что ни один из начинающихся сейчас транспортных проектов не обойдется без обсуждения с общественностью, это будет закреплено в нормативных актах",— заверил кремлевский чиновник. Помощник президента Аркадий Дворкович добавил, что в будущем в пользу экологов будет скорректировано законодательство. В частности, будет внесена поправка, обязывающая при строительстве считать вырубку леса не по кадастровой стоимости, как это есть сейчас, а по рыночной. "Это означает, по сути, что при вырубке нужно будет сажать не столько же деревьев, а в несколько раз больше",— пояснил господин Дворкович. Однако задобрить экологов власти так и не удалось. "Президент Медведев велел приостановить строительство трассы до тех пор, пока не пройдут общественные обсуждения, а их, по сути, не было — только заседание Общественной палаты, на котором ничего и не было решено",— заявил "Ъ" эксперт программы по особо охраняемым природным территориям "Greenpeace Россия" Михаил Крейндлин. Уступками со стороны власти остался доволен лишь известный музыкальный критик Артемий Троицкий, организовавший большой митинг-концерт в защиту леса с участием лидера группы ДДТ Юрия Шевчука. "Это была борьба заведомо неравных сил. С одной стороны министр транспорта Левитин и подмосковный губернатор Громов, а с другой — лишь Юрий Шевчук и лидер защитников леса Евгения Чирикова,— считает господин Троицкий.— Но я не считаю результат поражением. Мы добились существенных уступок, впервые экологическая проблема зазвучала так громко и остро". Госпожа Чирикова предложенные компромиссы отвергла. "Реверансы в нашу сторону выглядят дико, потому что строительство трассы через лес все равно остается незаконным. А в районе Химок просто нет места для обещанных компенсационных посадок деревьев. Это заявление — популизм",— настаивает она. По ее словам, президент Дмитрий Медведев принял решение, идущее вразрез с мнением 76% населения (по данным опроса "Левада-центра"), имеющее "коррупционные риски". Кроме того, правительственная комиссия не дождалась результатов независимой экспертизы, которые должны быть оглашены 20 декабря. "Мы поняли, что на справедливость власти рассчитывать не приходится. А раз так, мы начинаем политическую борьбу и будем настаивать на смене существующего строя",— предупредила госпожа Чирикова.
Андрей Козенко, Халиль Аминов, Алиса Иваницкая, Коммерсантъ Кремль согласен с решением о строительстве трассы через Химкинский лес
Источник: http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1557347 |