В сфере правового регулирования озеленения территорий существует терминологическая разобщенность: в разных документах можно встретить различное обозначение объекта (зеленый фонд, зеленые зоны, древесно-кустарниковая растительность, объекты озеленения, зеленые насаждения, зеленое хозяйство и пр.). Федеральный закон «Об охране окружающей среды» взял за основу понятие зеленого фонда (ст. 61) и дает определение зеленого фонда городов и сельских поселений как совокупности зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством. На наш взгляд, наиболее точным и комплексным является понятие зеленых насаждений как древесно-кустарниковой и травянистой растительности естественного и искусственного происхождения. Отношения, связанные с использованием, охраной, воспроизводством, защитой зеленых насаждений городов, возмещением ущерба от их уничтожения, федеральным законодательством регулируются в традициях отсылочного нормотворчества. Тенденции же таковы, что из него исключаются даже те лаконичные нормы, которые имели место в прошлом и давали определенное представление о правовом статусе зеленых насаждений. Так, новый Лесной кодекс уже не регулирует, в отличие от ранее действовавшего, правовой режим древесно-кустарниковой растительности. В итоге, на федеральном уровне режим городских зеленых насаждений регулируется лишь отчасти и подзаконными актами. Основным источником в данной сфере остаются Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденные Госстроем России от 15.12.1999 г. № 153. Этот документ регламентирует основные вопросы ведения зеленого хозяйства, подробно излагает технику посадки, ухода, содержания, охраны зеленых насаждений, однако имеет рекомендательный характер. И таким образом, компетенция органов местного самоуправления в данной сфере определяется в основном законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Главное природоохранное требование — хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований по защите зеленых насаждений. Предпроектная и проектная документация на ведение строительной, хозяйственной и иной деятельности должна содержать полные и достоверные сведения о состоянии зеленых насаждений. Согласно строительным нормам и правилам, требованиям к составлению геодезической и топографической документации, на стадии выбора участка под строительство должна проводиться подеревная съемка, оценка сносимых зеленых насаждений, подсчет возможного ущерба и учет этих затрат в смете проекта. Кроме того, проводится оценка воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, в которую как компонент входит и зеленый фонд городов. Для обеспечения осуществления зеленым фондом функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая выполнению этих функций. В некоторых регионах приняты специальные законы субъектов Российской Федерации. Например, Закон города Москвы от 05.05.1999 г. № 17 «О защите зеленых насаждений», Закон СанктПетербурга от 21.05.2004 г. № 254-38 «Об охране зеленых насаждений», Закон Санкт-Петербурга от 08.10.2007 г. № 430-85 «О зеленых насаждениях общего пользования». Однако ввиду специфики организации местного самоуправления в городах–субъектах РФ данные законы не являются характерными применительно к задаче определения полномочий органов местного самоуправления. Примерами комплексного регулирования отношений в сфере использования и охраны растительного мира до сих пор, в отсутствие одноименного федерального закона, являются Закон Республики Татарстан от 18.09.1997 г. № 1303 «О растительном мире» и Закон Республики Башкортостан от 10.03.2000 г. № 53-з «О растительном мире». Зеленые насаждения городов не выделяются в этих законах особо, но по смыслу входят в сферу их действия. Однако полномочия органов местного самоуправления и в этих документах не урегулированы, что можно считать относительным пробелом. Из анализа Закона Калининградской области от 14.12.2006 г. «Об охране зеленых насаждений» следует такая компетенция органов местного самоуправления в данной сфере: организация учета зеленых насаждений в границах населенных пунктов; выдача порубочного билета — специального разрешения на вырубку (снос) зеленых насаждений; осуществление муниципального контроля в сфере охраны зеленых насаждений; утверждение проектов компенсационного озеленения; организация осуществления компенсационного озеленения. В ряде городов органы местного самоуправления приняли собственные нормативные акты, в которых рассматриваются вопросы охраны зеленых насаждений, ухода за ними, воспроизводства, а также возмещения ущерба при разрешенном и незаконном сносе. Общественная палата Российской Федерации Комиссия Общественной палаты РФ по экологической политике и охране окружающей среды
Источник: http://www.omsk-club.ru/publ/dokumenty/okhrana_zelenykh_nasazhdenij_gorodov/4-1-0-41 |