Приветствую Вас Гость | RSS

 ГОРОД-ПЕНЬ :: граду и лесу

Вторник, 14.07.2020, 22:23
Главная » Статьи » Разное

Омский эколог выиграла суд у Омского горсовета
Председательствующий Бажина Т.В. Дело № 33 - 982/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Зашихиной Н.Г.,
судей Омского областного суда Дьякова А.Н., Осадчей Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Артюхиной О.В.,
с участием прокурора Жигаловой Т.М.

рассмотрела в судебном заседании 16 февраля 2011 года дело по кассационным жалобам представителей Омского городского Совета, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска, Администрации города Омска на решение Куйбышевского районного суда г.Омска от 9 декабря 2010 года, которым постановлено:

«Требования Свешниковой Е.И. удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части п.1 графы 12 «культовые здания и сооружения» /буква «У» в столбце Р-1/ таблицы № 1 ст.42 и п.1 ст.47, исключив из условно разрешенного вида использования территории зоны Зоны городской рекреации Р-1- строительство культовых объектов.

Признать недействительным решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части указания в Приложении №1 «Карта градостроительного зонирования территорий г. Омска» отнесения участка, расположенного возле микрорайона «СибНИИСХоз», ограниченный ул. 1 Пригородная, ул. Березовая, проспект Королева, к зоне ОД-1.

Признать недействительным решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части исключения из Приложения №2 «Карта зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия на территории г. Омска» - Зоны охраняемого природного ландшафта Агроуниверситет (ОМСХИ) - земельного участка, расположенного возле микрорайона «СибНИИСХоз», ограниченного ул.1-я Пригородная, ул.Березовая, пр.Королева.

В удовлетворении остальной части требований отказать».

Дополнительным решением Куйбышевского районного суда г.Омска от 27 декабря 2010 года в связи с тем, что судом не был разрешён вопрос о том, с какого момента признан недействующим оспариваемый нормативно-правовой акт, а также не возложена на представительный орган местного самоуправления обязанность по опубликованию сообщения о решении суда после вступления его в законную силу, второй, третий и четвёртый абзацы резолютивной части решения дополнены словами «со дня вступления решения суда в законную силу», а также абзацем следующего содержания:

«Обязать Омский Городской Совет опубликовать сообщение о решении суда после вступления его в законную силу в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативно-правовой акт – газете «Третья столица».».

Заслушав доклад судьи областного суда Зашихиной Н.Г., объяснения представителя Омского городского Совета – Кондакова В.В., представителя Администрации города Омска - Батракову Е.А., представителя Департамента архитектуры и градостроительства - Акйурек И.В., представителя Главного управления по земельным ресурсам Омской области - Федорова Е.А., поддержавших доводы кассационных жалоб, объяснения Свешниковой Е.И., выразившей согласие с решением, заключение прокурора, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Свешникова Е.И. обратилась в суд с заявлением к Омскому Городскому Совету, Администрации города Омска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска.

В обоснование требований указала, что 10.12.2008 г. Омским городским Советом принято решение №201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области». Данные правила не соответствуют нормативным правовым требованиям законодательства РФ: лесного, водного, градостроительного, об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Земельный участок, расположенный возле микрорайона «СибНИИСХоз» и ограниченный ул. 1-я Пригородная, ул. Берёзовая, проспект Королёва согласно Постановлению Губернатора Омской области № 283-п от 07.08.2000 «Об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Зеленая зона «Сельхозакадемическая» входит в эту зону. В соответствии ст. 4 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях», с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43, указанный участок был отнесён к рекреационной зоне, в составе особо охраняемой природной территории. После принятия оспариваемого Решения участок был незаконно изъят из состава особо охраняемых природных территорий. Указанными выше Правилами на территории зоны Зона городской рекреации Р-1 - разрешено: условно разрешенный вид использования - это строительство культовых объектов, объектов благоустройства и др. Максимальный процент застройки в границах земельного участка: на территории городского сада, бульвара - 5%. Внесение данного пункта в условно разрешенный вид использования зоны рекреации Р-1, преследуя корыстные цели, лоббируется чиновниками администрации. Законодательство РФ допускает размещать в рекреационной зоне только объекты основного вида разрешенного рекреационного использования.

Свешникова Е.И. в судебном заседании заявление поддержала. По уточнённым требованиям просила признать недействительным решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части п.1 графы 12 «культовые здания и сооружения» /буква «У» в столбце Р-1/ таблицы № 1 ст.42 и п.1 ст.47, исключив из условно разрешенного вида использования территории зоны Зоны городской рекреации Р-1- строительство культовых объектов; признать недействительным решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части указания в Приложении №1 «Карта градостроительного зонирования территорий г. Омска» отнесения участка, расположенного возле микрорайона «СибНИИСХоз», ограниченный ул. 1 Пригородная, ул. Березовая, проспект Королева, к зоне ОД-1; признать недействительным решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части исключения из Приложения №2 «Карта зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия на территории г. Омска» - Зоны охраняемого природного ландшафта Агроуниверситет (ОМСХИ) - земельного участка, расположенного возле микрорайона «СибНИИСХоз», ограниченного ул.1-я Пригородная, ул.Березовая, пр.Королева; вынести частное определение в адрес соответствующих должностных лиц, виновных в нарушении действующего законодательства.

Представитель Омского городского Совета – Кондаков В.В. требования не признал. Просил в удовлетворении заявления отказать. В отзыве на заявление обосновал свою позицию.

Представитель Администрации города Омска – Батракова И.А. требования не признала, поддержав доводы, изложенные в отзыве представителя Омского городского Совета. Дополнительно пояснила, что рассматриваемое гражданское дело касается оспаривания нормативно-правового акта, соответственно заявитель должна доказать, что её права были нарушены.

Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска Акйурек И.В. возражала против заявленных требований, пояснив, что в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области спорный земельный участок никогда не входил в особо охраняемую природную территорию «Сельхозакадемическая», а был расположен рядом с ней.

Представитель Правительства Омской области Пригодина В.В. оставила рассмотрение данного спора на усмотрение суда.

Представители заинтересованных лиц - Главного управления по земельным ресурсам Омской области, ТУ Росимущества по Омской области, ООО «Салаватстекло-Омск», собственник усадьбы №23, ОРОО Омский областной комитет по правам человека, УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области, МРО церковь «Сурб Аствацацин», Жаренко В. И., СИБНИИ Сельского хозяйства Сибирского отделения Сибирской Академии сельскохозяйственных наук - в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Прокурор не нашел оснований для удовлетворения заявленных требований.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Омского городского Совета Кондаков В.В. просит решение как вынесенное с нарушением норм материального права отменить, вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении требований Свешниковой Е.И. Указывает, что вывод суда о том, что территория в пределах ул.1-я Пригородная, ул.Березовая, пр.Королева отнесена к рекреационной зоне типа Р-1 несостоятелен, потому что не соответствует Карте градостроительного зонирования территории города Омска, а также в связи с отсутствием возможности определить границы такой территории.

Отмечает, что в решении не указано какому нормативному акту большей юридической силы противоречит оспариваемое Решение Омского городского Совета, при том, что постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 07.08.2000 года № 283-п «Об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Зеленая зона «Сельхозакадемическая» утратило силу 20.03.2008 года, т.е. такой зоны вообще не существует. Перевода земель из одной категории в другую не производилось.

Указанное постановление Главы Администрации (Губернатора) изначально не имело юридической силы, поскольку не был соблюден порядок официального опубликования нормативного правового акта в виду того, что был опубликован не полный его текст.

Указывается на ошибочность вывода суда о том, что Правилами землепользования и застройки осуществлен перевод земель из одной категории в другую, так как перевод земель из одной категории в другую и градостроительное зонирование являются двумя совершенно различными правовыми институтами. Никакие положения Правил землепользования и застройки города Омска в любом случае не могут вести к изменению категории каких-либо земель или земельных участков.

Считают, что поскольку Правила не имеют никакого отношения к определению категорий земель, к переводу земель из одной категории в другую, рассуждения о категориях земель, выводы суда о том, что перевод земель особо охраняемых территорий в другие категории земель с обязательным проведением государственной экологической экспертизы не имеют никакого отношения к делу.

В соответствии со ст.12 ФЗ 174 от 23.11.1995 г. «Об экологической экспертизе» придание территориям статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения подлежит обязательной государственной экологической экспертизе. В данной связи суду надлежало выяснить была ли соблюдена процедура придания такого статуса для данной территории.

Отсутствие на картах, которые входят в состав Правил границ бывшей особо охраняемой природной территории регионального значения «Зеленая Зона «Сельхозакадемическая», положение о которой утратило силу, обусловлено тем, что на момент принятии Правил не было никаких действующих нормативных актов Омской области, в соответствии с которыми данная территория являлась бы особо охраняемой.

Не согласны с выводом суда о том, что отсутствие в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий сведений о такой зане как «Зеленая зона «Сельхозакадемическая» не свидетельствует о том, что такой зоны не существует.

Указывается также на то, что судом проигнорировано письмо и.о. Мэра города Омска о том, что будет разработан проект Решения Омского городского Совета «О внесении изменений в Решение Омского городского Совета от 25.07.2007 г. №43 «Об утверждении генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части исключения из Генерального плана, в том числе особо охраняемой природной территории регионального значения «Зеленая зона «Сельхозакадемическая».

Включение вида разрешенного использования «культовые здания и сооружения» в число условно разрешенных в территориальных зонах Р-1 города Омска не свидетельствует о нарушении закона.

Своим решением суд первой инстанции фактически обязывает Омский городской Совет внести изменения в Правила и изменить виды некоторых территориальных зон. Данное действие противоречит ст. 12 Конституции Российской Федерации, Федеральному Закону «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Суд признал незаконными Правила в части исключения из приложения №2 «Карта зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия на территории города Омска» - Зоны охраняемого природного ландшафта Агроуниверситет (ОМСХИ) – земельного участка, расположенного возле микрорайона «СибНИИСХоз», ограниченного ул.1-я Пригородная, ул.Березовая, пр.Королева, не указав, при этом какому закону либо другому нормативному правовому акту это противоречит.

Кроме того, в кассационной жалобе представитель Омского городского Совета Кондаков В.В. просит отменить и дополнительное решение.

В кассационной жалобе представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска Акйурек И.В. просит решение отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении требований Свешниковой Е.И. отказать. Приводит аналогичные доводы.

В кассационной жалобе представитель Администрации города Омска Батракова И.А. просит решение в той части, в которой требования Свешниковой Е.И. удовлетворены отменить, в удовлетворении требований отказать, в остальной части оставить без изменения. Также ссылается на нарушения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела. Отмечает, что не представлено доказательств нарушения прав Свешниковой Е.И. в связи с принятием обжалуемого нормативного правового акта. Также указывает на необоснованность вывода суда о том, что имело место изменение категории земель, перевод земель из одной категории в другую. Обжалуемые Правила не регулируют вопрос перевода земель или земельных участков из одной категории в другую. Другие доводы повторяют доводы, приведённые в других кассационных жалобах.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб и отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Согласно ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории России.

В соответствии с положениями ст.ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Таким образом, положения Конституции РФ устанавливают основополагающие экологические права и свободы человека, его обязанности по охране природы.

Основанием для обращения Свешниковой Е.И. в суд с названными выше требованиями послужило принятие 10.12.2008 г. Омским городским Советом решения №201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», в соответствии с которым был незаконно изъят из состава особо охраняемой природной территории (ООПТ) земельный участок, расположенный возле микрорайона «СибНИИСХоз» и ограниченный ул. 1-я Пригородная, ул. Березовая, проспект Королева.

Целью обращения Свешниковой Е.И. в суд явилась защита нарушенных прав в сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду, поскольку несоблюдение земельного, градосроительного законодательства, а также законодательства об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения со стороны органов муниципального образования свидетельствует о нарушении прав, свобод и законных интересов населения муниципального образования., в том числе и её прав.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Удовлетворяя частично заявленные требования суд исходил из следующего.

В соответствии с пп. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.

В муниципальном образовании принимаются Правила землепользования и застройки (муниципальный правовой акт), посредством которых происходит выделение территориальных зон (жилых, общественно-деловых, производственных, рекреационного назначения и т.д.), для каждой из которых устанавливается градостроительный регламент, определяющий параметры и виды разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости.

Юридически значимые критерии определения видов разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости на них устанавливаются в градостроительных регламентах. Градостроительные регламенты согласно ст. 36 ГрК РФ устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Как следует из материалов дела Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 г. №43 утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 г. за №201 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, в соответствии с которыми установлены территориальные зоны и виды разрешенного использования земельных участков в пределах границ каждой территориальной зоны.

В том числе для территориальной зоны Р-1 (зоны городской рекреации) включен такой вид разрешенного использования как «Культовые здания и сооружения».

Согласно пункту 1 статьи 85 ЗК Р Ф в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым, общественно-деловым, производственным и иным территориальным зонам.

Пунктами 9, 10 названной статьи предусмотрено, что земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

В соответствии с положениями ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Таким образом, рекреационные зоны выделяются для организации массового отдыха населения, улучшения микроклимата поселений и включают парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, водоемы и иные объекты, используемые в рекреационных целях и формирующие систему открытых пространств городов, других поселений. В составе рекреационных зон могут выделяться озелененные территории общего пользования, зоны массового отдыха и курортные, особо охраняемые природные территории и объекты.

На территории рекреационных зон не допускается строительство новых и расширение действующих промышленных, коммунально-складских и других объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного, рекреационного и природоохранного назначения.

Разновидностью рекреационных зон являются зеленые зоны вокруг городов и промышленных поселков. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе земли населенных пунктов (подпункт 2) и земли особо охраняемых территорий и объектов (подпункт 4).

Пунктом 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

В силу п.4 ст. 94 Земельного кодекса РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения, порядок использования и охраны таких земель устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п.2 ст. 2 ФЗ от 14.03.1995 "Об особо охраняемых природных территориях" правом устанавливать иные категории особо охраняемых природных территорий (с учетом режима особо охраняемой природной территории и особенностей статуса, находящихся на них природоохранных учреждений), не перечисленные в пункте 1 указанной статьи, наделены Правительство РФ, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 07.08.2000 № 283-п территория г. Омска площадью 428,47 га в границах в соответствии с прилагаемой схемой (приложение № 1) объявлена особо охраняемой природной территорией регионального (областного) значения «Зеленая зона «Сельхозакадемическая» с утверждением Положения.

В силу раздела 2 Положения зеленая зона создана с целью сохранения и обогащения ценного природного комплекса, созданного человеком, в первую очередь комплекса зеленых насаждений, имеющих важное эстетическое, научное, экологическое и просветительское значение; оздоровления окружающей среды и поддержания экологического баланса на территории г. Омска и т.п.

Как предусмотрено п. 3.2 Положения территория зеленой зоны учитывается при разработке планов и перспективных программ экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, генеральных планов и проектов.

На территории зеленой зоны запрещается всякая деятельность, угрожающая сохранности или ухудшающая его состояние, в том числе вырубка деревьев и кустарников, кроме санитарных рубок по согласованию с Государственным комитетом по охране окружающей среды Омской области; строительство зданий, сооружений, магистральных дорог и коммуникаций на участках, занятых насаждениями, опытными полями и плодово-ягодными питомниками (раздел 4 «Режим использования» Положения).

Согласно Положению зеленая зона расположена в следующих границах

- от моста им. 60-летия ВЛКСМ вдоль ул. Заозерная до пересечения с проспектом им. Королева;

- проспект им. Королева до пересечения с ул. Березовая;

- улица Березовая до пересечения с ул. Красный Путь;

- улица Красный Путь до территории Дома Творчества детей и далее по границе территории Дома Творчества детей до реки Иртыш;

- вдоль уреза воды реки Иртыш до моста им. 60-летия ВЛКСМ.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции на основе анализа представленных по делу доказательств пришел к правильному выводу о том, что в результате принятия оспариваемого акта из состава земель особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Зеленая зона «Сельхозакадемическая» исключен земельный участок, расположенный возле микрорайона «СибНИИСХоз», ограниченный ул. 1Пригородная, ул. Березовая, проспект Королева с выделением его в зону ОД-1, что фактически привело к переводу указанного земельного участка из одной категории в другую.

Данный вывод суда подтвержден, в частности, схемой Зеленой зоны, согласно которой в ее состав входит территория ограниченная, начиная от проспекта Королева, далее по ул. 1 Пригородная, переходящая на ул. СибНИИСЗоз (за исключением домов №1, №36, гаражей с прилегающей к ним территории) и далее по ул. Березовой и замыкающаяся на проспекте Королева по направлению улицы Заозерной.

Кроме того, по генеральному плану г. Омска, утвержденному решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43, (карты расположения особо охраняемых природных территорий) зеленая зона «Сельхозакадемическая» включена в особо охраняемые природные территории под номерами 7,8,9 ( т. 5 л.д. 16) с той же конфигурацией в рассматриваемой части как определено схемой, являющейся приложением к постановлению от 07.08.2000 № 283-п.

Действительно Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 07.08.2000 г.№283-п «Об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Зеленая зона «Сельхозакадемическая» признано утратившим силу на основании Указа Губернатора Омской области от 14.03.2008 г. №25 «О признании утратившими силу и изменении отдельных правовых актов в области организации, охраны и использования особо охранных природных территорий».

Вместе с тем разрешая спор, суд первой инстанции правильно указал на то, что отмена Указом Губернатора Омской области постановления об объявлении территории особо охраняемой, не влечет за собой автоматического изменения категории земли либо вида разрешенного использования земельного участка. Такие изменения должны осуществляться в порядке, установленном законом и иными нормативными актами.

Согласно подп. 2 п. 1, п.3 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Статьей 10 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

В соответствии со ст. 6 Закона Омской области от 06.10.2005 "Об охране окружающей среды в Омской области" решение об образовании новых, расширении и упразднении существующих особо охраняемых природных территорий регионального значения принимается Правительством Омской области. Особо охраняемые природные территории регионального значения могут быть упразднены при полном разрушении охраняемых природных комплексов и объектов и невозможности их восстановления, а также в иных случаях, если использование охраняемых природных комплексов и объектов по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

Полномочным органом по принятию решения о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо решения об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в отношении земель и земельных участков, находящихся в собственности Омской области, земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной или частной собственности в соответствии с Законом Омской области от 08.02.2006 № 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» на момент издания Указа от 14.03.2008 являлось Правительство Омской области.

В соответствии с законом Омской области «О внесении изменений в отдельные Законы Омской области» от 16.07.2010 приведенные выше полномочия делегированы специально уполномоченному органу, каковым является Министерство имущественных отношений Омской области.

Таким образом, для решения вопроса о переводе земельного участка, относящегося к особо охраняемой территории, в иную категорию, либо упразднение таковой, необходимо заключение государственной экологической экспертизы и соблюдение порядка перевода, предусмотренного федеральным и региональным законодательством.

Вместе с тем судом установлено, что государственная экологическая экспертиза, по результатам которой установлена утрата особого природоохранного значения спорной территории, не проводилась.

Кроме того из Указа Губернатора Омской области от 14.03.2008 № 25 также не следует, что статус особо охраняемой природной территории упразднен в порядке, предусмотренном ст. 8 Земельного кодекса РФ, ст. 6 Закона Омской области от 06.10.2005"Об охране окружающей среды в Омской области" и ст. 10 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Правительством Омской области, Министерством имущественных отношений Омской области распоряжений либо иных актов о переводе земель особо охраняемой природной территории в другую категорию не принималось.

С учетом приведенного является правильным вывод суда первой инстанции о том, что решение Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в оспариваемой части противоречит земельному законодательству и нормативно-правовым актам Омской области.

Факт отсутствия сведений о регистрации «Зеленая зона «Сельхозакадемическая» в государственном особо охраняемых природных территорий регионального значения, как о том, указывается в кассационных жалобах не свидетельствует об отсутствии статуса данной доны особо охраняемой природной территории.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.10.1996 N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" государственный кадастр является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения обо всех особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.

Следовательно, приобретение земельным участком статуса особо охраняемых природных территорий не зависит от внесения его в указанный выше кадастр.

Иные доводы кассационных жалоб были предметом исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и в дополнительной аргументации не нуждаются.

Материалы дела исследованы полно и объективно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено. Нормы материального права применены правильно.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Куйбышевского районного суда г.Омска от 9 декабря 2010 года и дополнительное решение того же суда г.Омска от 27 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи
Суд защитил конституционное право на защиту окружающей среды

Источник: http://politomsk.ru/publ/11-1-0-411

Категория: Разное | Добавил: esha (05.04.2011) | Автор: Свешникова Е.И.
Просмотров: 4970 | Теги: горсовет, Омск, ООПТ, культовые сооружения, зона рекреации, защита прав, Правила землепользования | Рейтинг: 5.0/1

Похожие материалы:

Всего комментариев: 0
avatar