Приветствую Вас Гость | RSS

 ГОРОД-ПЕНЬ :: граду и лесу

Воскресенье, 18.08.2019, 03:55
Главная » Статьи » Форматы » Документы

Общественный вердикт "Защитим леса и парки городов"
Постоянное недовольство населения вызывают систематические вырубки зелёных зон в городах для строительства торговых комплексов, АЗС и др. По мнению жителей, эти вырубки нарушают действующие законы и нормативы, а также право человека жить в комфортной для него среде. В связи с тем, что не выполняются решения суда по прекращению вырубки деревьев, жители предложили провести общественное расследование.

Мониторинг: граждане и общественные организации пытаются противостоять вырубкам городских лесов

Команда Общественного расследования провела мониторинг различных ситуаций по данной проблеме. Вот одно из сообщений. 

Трехлетнее противостояние между мэрией Новосибирска, застройщиком «РГС Недвижимость» и общественными организациями различного толка, защищающими от вырубки Нарымский сквер, переросло в беспрецедентный скандал. Массовый стихийный митинг, якобы спровоцированный началом вырубок деревьев, чтобы освободить место под строительство вдоль улицы 1905 года, перерос в часовое перекрытие митингующими центральной улицы и массовую драку с милицией. В результате драки пострадали протестующие, милиционеры, журналисты, а также имидж местных властей, которым судебные приставы в очередной раз напомнили о незаконности стройки. ГТРК Новосибирск

Несколько лет назад в новосибирском Академгородке началось противостояние между общественностью и властями, а также застройщиками Технопарка. Общественность требовала перенести строительство на другие, менее зеленые территории. Нельзя не признать эту борьбу безуспешной. В ее ходе было приостановлена деятельность на одной из строительных площадок. Власти под давлением общественности были вынуждены пойти на некоторые компромиссы. 

В Новосибирске с зелеными насаждениями более или менее благополучная ситуация только в Заельцовском, Советском и Первомайском районах - жителей «спасают» их леса. Хуже всего обстоит дело в Ленинском районе - там приходится всего 3,6 квадратных метра зеленых насаждений на человека при минимальном нормативе в 6,5 "квадратов". Горзеленхоз впервые за 20 лет выполнил проект лесоустройства городских лесов, и это хорошо. Но вот рубки ухода в Советском районе постоянно вызывают протесты со стороны его жителей. Правда, по словам директора Горзеленхоза Андрея Храмова, «фактов нарушения лесоустройства не зафиксировано». А вот руководитель Сибэкоцентра Александр Дубынин привел такие данные: «По мнению экспертов Центрального ботанического сада, при рубках ухода выбираются лучшие деревья - на 80 процентов это деловая древесина. Городские леса как объект рекреации от этих рубок теряют…» ИА Regnum ) 

Любопытен пример Самары. Там, горожане, обеспокоенные вырубкой городских насаждений, решили подсчитать каждое дерево. В нескольких парках города защитники природы пронумеровали каждую березу, липу, дуб. Таким образом, экологи надеются предотвратить незаконные вырубки. Это попытка защитить зеленые легкие города. И не дать превратить Самару в бетонные джунгли. В то, что городская администрация остановят уничтожение парков, горожане не верят.

Анализ федеральных и регионального (Новосибирской области) законодательных актов показывает, что регулирование деятельности в природоохранной сфере, защите окружающей среды и контроля общественности в этой области разработано достаточно подробно. В частности, в Новосибирской области существует обширная нормативная база, которая определяет порядок и ответственность за незаконную выработку. На уровне Федерации существует даже таблица исчисления ущерба от вырубки различных категорий лесов. 

Законодательные и нормативные акты Новосибирской области и г. Новосибирска

Об использовании, охране, защите лесного фонда и воспроизводстве лесов на территории Новосибирской области. Закон Новосибирской области от 13 апреля 2000 года 90-ОЗ 

Порядок выписки лесорубочных билетов и распределения древесины от прочих рубок при переводе лесных земель в нелесные и их изъятии, не связанных с ведением лесного хозяйства. Утвержден распоряжением Главы администрации области от 01.06.2000 N 192-р 

О городских лесах. Постановление Мэрии г.Новосибирска от 20 августа 1998 г. N 799 

Порядок проектирования, содержания и охраны зеленых насаждений в г.Новосибирске. Утверждено постановлением мэра от 30.06.97 N 606. (Частично отмененопостановлением Мэрии от 20 августа 1998 г. N 799

О направлении проектов нормативных правовых актов в администрацию Новосибирской области по городским лесам и водоохранным зонам. Решение Муниципалитета г.Новосибирска от 11 мая 2000 г. N 329 

О лесовосстановительных и компенсационных работах на территории Новосибирского научного центра Российской академии наук. Утверждено Постановлением Администрации Новосибирской области от 03.08.94 N 308 

Мониторинг: деятельность органов власти

Мониторинг федеральных СМИ показывает, что в России повсеместно происходят вырубки лесов, в том числе, городских. Для региональных центров Сибирского федерального округа – это проблема также является актуальной. Сибирская пресса регулярно сообщает о незаконных вырубках и борьбе с ними. По официальным данным МВД РФ в 2009 году, из всех экологических преступлений в России почти половину -  44% составляют незаконные вырубки деревьев. В сообщениях постоянно фигурируют: Новосибирск, Чита, Красноярск, Якутск, Иркутск и другие города СФО. 

Следует сказать, что этим явлением официальные органы уделяют пристальное внимание. При этом, надо заметить, что нельзя признать любую вырубку деревьев незаконной.

Так, например, прокуратура предотвратила незаконную вырубку лесов в Якутске. После проверки якутской природоохранной прокуратуры и.о. председателя комитета по земельным отношениям Окружной администрации городского округа «Город Якутск» предостережена о недопустимости нарушения законодательства в части соблюдения режима городских лесов. Как сообщила старший помощник прокурора РС(Я) по взаимодействию со СМИ и общественностью, установлено, что комиссия по принятию предварительных решений о предоставлении земельных участков для садоводства, огородничества, дачного строительства на территории Якутска приняла ряд решений о возможности предоставления земельных участков, расположенных в городских лесах. Предоставление таких участков для указанных целей влечёт возможность возведения капитальных строений, а также сопутствующей расчистки территории участка от произрастающих лесных насаждений, что запрещено законодательством. На многих участках возведение капитальных строений, обустройство подъездной инфраструктуры фактически невозможно без вырубки лесных насаждений. В частности, на каждом из предполагаемых к выделению земельных участков в районе Сергеляхского шоссе произрастает по 50-80 и более деревьев хвойных пород (ИА Regnum

Другой пример. Помощник прокурора Бердска Глеб Щетинин готовит в бердский федеральный суд иски об оспаривании законности принятых местной властью нормативных документов, по которым стала возможной массовая вырубка леса в районе детского лагеря им. О.Кошевого.
О том, что под топор пущены деревья, правоохранительным органам стало известно случайно. Сотрудники милиции и прокуратуры, побывавшие на месте происшествия 29 августа, обнаружили, что на участке площадью 5,5 га срублено более 90 сосен. Деревья уничтожены на территории лагеря «Чкаловец спорт-инвест» и участке, арендованном под строительство ООО «Серебряная долина». Произошло это сразу по окончании сезона отдыха в окрестных детских и спортивных лагерях. Прокуратура после проверки и сопоставления местных документов с федеральным законодательством намерена также оспорить в суде законность правил землепользования и застройки Бердска, утвержденных решением сессии Совета депутатов 16 апреля этого года. В ходе проверки как поясняет помощник прокурора Бердска, установлено, что местная администрация не имела права заключать с лесхозом договор на ведение лесоустроительных работ в городских лесах, так как эти леса не являлись собственностью муниципального образования. - Вырубка была произведена на основании решения специальной комиссии, выданного 20 апреля 2009 года, – поясняет Глеб Щетинин. – Но право распоряжения лесными участками муниципалитету было предоставлено лишь до 1 января. После этой даты использование, охрана, защита, воспроизводство лесов возможны лишь на основании лесохозяйственного регламента, отсутствующего в городе (Курьер. Среда. Бердск

02.01.2009 16:28  Услышал в лесу топор дровосека - звони в милицию – экологическую 

Евгений Халин, начальник управления по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка УВД по Новосибирску: "Необходимо начать работать, что мы в настоящее время и делаем. В настоящее время задокументировано несколько фактов незаконной вырубки деревьев на территории города Новосибирска, проводится доследственная проверка и решается вопрос о возбуждении уголовного дела".

В ходе работы официальных органов не всегда удается отстоять зеленые насаждения. Так, например, в Новосибирске не удалось остановить строительство завода «Чистая вода», у въезда в новосибирский Академгородок. В результате было вырублено большая (Вдоль Бердского шоссе) площадь, на которой росла сосна. По некоторым данным, в планах стратегического развития Новосибирска до 2030 года площадь городских лесов должна еще больше сократиться. Следует заметить, что в некоторых случаях правоохранительные органы в ходе проверки нередко меняют свое мнение о незаконных вырубках на прямо противоположное. Это наводит на мысль о случаях коррупции. 

Тенденции

Несмотря на существование даже хорошо разработанной нормативной базы, как в Новосибирске, так и в других городах СФО, существует ориентация (тенденция), направленная на вырубку городских лесов. В первую очередь, это связано с интересами бизнеса, поскольку даже беглый анализ показывает, что городские леса вырубаются под строительство бизнес-центров, гостиниц, жилых домов и производственных площадей. Во вторую очередь, вырубка лесов связана со строительством городских коммуникаций. Таким образом, следует констатировать, что в этом вопросе существует конфликт ВЛАСТИ и ОБЩЕСТВА. 

Хорошо разработанная нормативная база не гарантирует соблюдения законодательства в этой сфере. Прежде всего, это связано со слабыми местами нормативной базы с точки зрения общественного контроля. Фактически он заключается в возможности горожан участвовать в Общественных слушаниях, когда власти намереваются осуществить перезонирование отдельных территорий. Однако, о том, для КАКИХ целей на самом деле эти территории будут использоваться, общество информацию может не получить. Поэтому актуальным становится вопрос не столько о возможности участия в Общественных слушаниях, сколько о возможности участия общества на стадии первоначального освоения каждой конкретной территории. Это даст реальный механизм реагирования на первых этапах, например, вырубки зеленых насаждений под строительную площадку. 

В некоторых случаях незаконная вырубка привлекает внимание общественности. Тогда в населенных пунктах проходят различные акции протеста. Но, при этом, существует тенденция инертности населения в этой проблеме, связанная с комплексом «маленького человека». 

В связи с этим, можно выдвинуть несколько версий. 

Бесспорная версия № 1. У структур местного самоуправления искажены социальные ориентиры 

Они действуют в интересах бизнеса, а не работают на пользу населения, подстраивая законодательную базу таким образом, чтобы исключить жесткий контроль со стороны общества. В этом случае не исключена коррупция. 

Бесспорная версия № 2. Местная природоохранная законодательная база не создана

Нет четкого механизма контроля за состоянием окружающей среды. Например, не создана экологическая милиция. 

Спорная версия № 1. Горзеленхозы заинтересованы в вырубке насаждений 

При существующей законодательной базе и формальном контроле, горзеленхозы заинтересованы в вырубке насаждений, так как это дает предприятию возможность «самовоспроизводства». 

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ (ПРОЕКТ) 

Необходимо внести в местную нормативную законодательную базу реальные механизмы контроля со стороны общественности. Общественные организации должны через депутатов инициировать обсуждение поправок в местные нормативные акты. Поправки должны быть просты и эффективны. Например, предоставить нескольким авторитетным общественным экологическим организациям право требовать ВСЮ документацию от предприятий и организаций, деятельность которых связана с вырубками зеленых насаждений. Общественность должна выбрать ограниченное количество таких экологических обществ на слушаниях без участия любых властных структур.  

Ольга Лукзен, журналист



Источник: http://taktaktak.ru/investigation/41/verdict
Категория: Документы | Добавил: Kungu (27.01.2011) | Автор: Ольга Лукзен, журналист
Просмотров: 2708 | Теги: Вырубка деревьев, новосибирск, зеленые насаждения, экология, общественное расследование | Рейтинг: 0.0/0

Похожие материалы:

Всего комментариев: 0
avatar